Мой профком » Адаптеры – опора первокурсников

Среди сотен студентов они выделяются яркими «звездными» толстовками. Их миссия – быть опорой для первокурсников. Имя им – адаптеры. Именно они становятся наставниками для вчерашних школьников: помогают ребятам освоиться в новой среде, знакомят с процессом обучения и работой студенческого профкома, рассказывают о возможностях, которые предоставляются в стенах вуза, сплачивают первокурсников и делают многое другое.

Прообразом «Адаптера» стал проект «Групповоды», который реализуется в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

«Узнав об опыте коллег, нам захотелось создать масштабную программу в нашем университете, которая позволила бы вчерашним школьникам органично вливаться в студенческую жизнь. Очевидно, что ребятам необходимо освоить существенно отличающиеся от школы форму обучения и новый график учебных занятий. Переориентироваться во многом на самостоятельное «добывание» знаний. Познакомиться с однокурсниками, наладить с ними отношения. Научиться вести диалог с преподавателями», – рассказал Алексей Бутенко, председатель Первичной профсоюзной организации обучающихся Петрозаводского государственного университета, один из инициаторов проекта «Адаптер – путеводитель первокурсника».

Программе студенческого профкома Петрозаводского государственного университета уже 10 лет. За это время она завоевала популярность в студенческой среде: адаптерами стали свыше тысячи человек. По мнению Алексея, адаптерство (наставничество), как и преподавание, есть высшая форма самореализации: «Адаптеры чувствуют свою нужность, важность для других. Именно поэтому они стремятся повторить этот опыт!»

Проект получил заслуженное признание администрации учебного заведения.

«Мы отслеживаем успеваемость первокурсников. Сравниваем с предыдущими годами. Те, у кого была адаптация, имеют более высокую успеваемость и показывают более высокие результаты во всех сферах: учебной, научной, спортивной, творческой и прочих», – уточнил Константин Тарасов, проректор по учебной работе университета. Успешную практику было решено распространить: с 2015 года студенческий профком совместно с учебно-методическим управлением вуза проводит университетскую адаптационную неделю. Она включает знакомство с руководством институтов и кафедр, встречи с представителями тех или иных профессий и т.п.

Еще одно достижение – в этом году стартовал проект «Адаптер для иностранных студентов». Сегодня в Петрозаводском госуниверситете обучается более 400 иностранных студентов, которые остро нуждаются в поддержке и помощи для адаптации к новым условиям жизни.

Главная победа «Адаптера» – он уверенно шагает по стране! Прошедший проверку временем механизм наставничества введен в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения, Волгоградском, Смоленском, Псковском государственных университетах и в других учебных заведениях.

Герой известного советского мультика капитан Врунгель говорил: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». «Адаптер» успешно бороздит просторы социальной практики в образовательной деятельности. Создатели проекта искали для него говорящее название. «Среди вариантов были «Няньки», «Спутник», «Путеводитель», «Групповоды», но мы остановились на «Адаптере». Потому что именно это слово отражает передачу знаний и очень близко по звучанию с «адаптацией»», – вспоминает Алексей Бутенко.

Как правило, адаптационная работа с первокурсниками ведется две недели (одна из них общевузовская). У каждого наставника есть индивидуальный, самостоятельно разработанный план адаптационного периода. К своей почетной миссии старшекурсники серьезно готовятся. Ежегодно с 2008 года для будущих адаптеров проходит образовательная школа. Молодые люди слушают лекции по конфликтологии, ораторскому мастерству, узнают дополнительные сведения об университете, а также приобретают навыки публичных выступлений. В результате к началу работы с первокурсниками адаптеров отличает серьезный «багаж знаний» и личный опыт студенческой жизни.

В дальнейшем студенты-адаптеры становятся кадровым резервом на позиции профоргов групп и институтов. Кроме того, среди них ежегодно выбирают лучшего на конкурсе «Лучший адаптер Петрозаводского государственного университета».

Практическая польза проекта «Адаптер – путеводитель первокурсника» безусловно есть. Что дальше?

«Радостно, что проект заимствуют другие учебные заведения. Это лучшая реализация нашего начинания, ведь в основе его лежит забота о ближнем. Идея адаптерства родилась не случайно. Ребята сами захотели улучшить жизнь первокурсников, помочь им ориентироваться в новом для них мире, поделиться с ними своим опытом и знаниями. Надеюсь, когда-нибудь «Адаптер» станет всероссийским», – признался Алексей Бутенко.

Арина БЕЛЯЕВА

qvgi1lbbpxwblyxjskjuni9stvgleujzqayxcuael3hq